Нарушение слуха у детей

Детям функция слуха в первую очередь необходима для познания нового и полного разнообразных звуков окружающего мира, для успешного обучения и полноценного развития. Вопрос раннего выявления нарушений слуха у детей и их успешной слухоречевой реабилитации крайне важен в современной аудиологии.

Признаки снижения слуха у детей

  • ребенок не реагирует на голоса и звуки средней громкости
  • у ребенка выявлена задержка речевого развития
  • ребенок часто переспрашивает
  • ребенок громко включает телевизор, радио и другие источники звука
  • ребенок не успевает в школе, учителя жалуются на невнимательность

Выявление снижения слуха у детей

В России принята программа трехэтапного аудиологического скрининга новорожденных.
  • В родильном доме новорожденному проводится тест регистрации отоакустической эмиссии (ОАЭ). Если тест пройден, то считается что слух в норме, дополнительное обследование не требуется
  • Если ребенок не проходит тест в родильном доме, то этот тест повторяют через 1 месяц в поликлинике по месту жительства
  • Если ребенок второй раз не проходит тест, то ему проводят полное аудиологическое обследование в течение следующих нескольких месяцев
  • В случае выявления снижения слуха после полного обследования, для ребенка разрабатывается индивидуальная программа реабилитации
Для выявления потери слуха у детей старше 3 лет используют игровую аудиометрию. Ребенок выполняет действие, являющееся элементом игры, в ответ на подающиеся звуковые стимулы различной частоты и интенсивности. Более взрослым детям (после 6 лет) выполняется стандартная тональная пороговая аудиометрия.

Для того чтобы предотвратить развитие деменции и уменьшить социальную изоляцию необходимо как можно раньше проконсультироваться со специалистом, определить характер и степень потери слуха, и начать необходимые реабилитационные мероприятия. Правильно подобранный слуховой аппарат позволяет людям с ограниченными возможностями поддерживать хорошие отношения с членами семьи, у них повышается самооценка и уверенность в собственных силах. Мир снова открывается для них во всей своей красоте.

Группа детей с нарушением слуха не однородна по своему составу. При разработке индивидуальной программы реабилитации как правило учитывается:
  • степень потери слуха
  • причина снижения слуха
  • время появления снижения слуха
  • уровень речевого развития ребенка
  • мотивация семьи
  • индивидуальные особенности ребенка
Чем раньше удастся компенсировать потерю слуха при помощи слухового аппарата, тем больше вероятность, что у ребенка вовремя сформируется речь и он не будет отставать от сверстников в своем развитии.